| |||
Премьера: |
Россия, 1977 г. |
Описание: |
Заслуженная и выдающаяся для своего времени "Нива" отметила 25-летний юбилей. Это, конечно, показатель удачной концепции модели, которая до сих пор остаётся конкурентоспособной даже на внешних рынках по соотношению цены, комфорта и проходимости.Недавно "Ниву" начале собирать в Украине, Эквадоре и планируют в Уругвае. Сейчас в производстве находятся две версии"Нивы" - ВАЗ-21213 с карбюраторным 1,7-литровым мотором и ВАЗ-21214 с двигателем ВАЗ-21214-36, оснащённым распределённым впрыском и каталитическим нейтрализатором выхлопных газов (именно такие идут на экспорт). Кроме того, только для экспорта в Европу делают модификации -21215 с дизельным 1,9-литровым 75-сильным двигателем PeugeotXUD-9SD и Niva Praktik (-21213Ф) с кузовом фургон с неостеклёнными боковинами кузова и демонтированным задним сиденьем (такие модели коммерческого типа пользуются во многих странах таможенными льготами).
От более ранней (1977-1994 гг.) нынешняя версия отличается изменённой задней частью кузова с дверью до бампера, большими фонарями, современными панелью приборов и передними креслами от седана -2107. При этом оформление передней части остаётся неизменным все 25 лет. Такое "постоянство" производителя создало рынок для тюнинговых фирм (как зарубежных, так и российских), оснащающих "старушку "Ниву" самой разнообразной наружной обвеской. Среди тюнинговых версий встречаются весьма удачные. То же относится и к уже тесному по сегодняшним меркам салону, фактически четырёхместному, который за сравнительно небольшие деньги можно улучшить и осовременить, вплоть до установки спортивных рулей Momo, сидений Recaro и т.д. Трёхдверный кузов с неширокими дверьми неудобен при посадке-высадке, что в свою очередь породило средне- и длиннобазные версии (-21218 и пятидверную -2131), благо запас прочности кузова позволяет. Ёмкость багажника по современным меркам тоже невелика, хотя "запаска" место не занимает, так как в базовом варианте размещена под капотом, а при применении широкопрофильных покрышек её навешивают на заднем откидном кронштейне (для новой "23-й" модели такое решение выбрано изначально). Самыми выдающимися конструктивными решениями "Нивы", во многом определившими её долголетие, стали несущий кузов и трансмиссия с постоянным полным приводом типа full-time, но с равным распределением крутящего момента по осям. В то же время конструкторам пришлось пойти на компромисс и для сохранения "легковой" коробки передач поставить на внедорожник отдельную раздаточную коробку, что привело к повышенной вибрации и шумности в работе трансмиссии. Отменную проходимость "Ниве" обеспечивают кроме принудительной блокировки межосевого дифференциала и демультипликатора малые передний и задний свесы, короткая база, 16-дюймовые колёса и достаточно длинноходная пружинная подвеска с неразрезным мостом сзади. Стабилизатор поперечной устойчивости предусмотрен только впереди, что управляемости вкупе с тугим рулевым управлением типа "винт-шариковая гайка" не улучшает, хотя установка импортных газонаполненных амортизаторов заметно исправляет дело. Передние тормоза дисковые с автоматическим регулированием зазоров, сзади - более долговечные и дешёвые барабанные. Гидроусилитель рулевого управления на "Ниве" так и не появился - это удел новейших моделей ВАЗа. Конечно, "Нива" морально устарела, однако собственную нишу на рынке отечественных внедорожников занимает вполне закономерно. Твёрдое намерение ВАЗа прекратить её сборку в 2006 году выглядит странно, ведь Chevrolet Niva явно не конкурент по цене. Логичнее всего была бы её дальнейшая модернизация или передача производства на другое предприятие, что позволило бы сохранить недорогой, доступный внедорожник, полюбившийся не только россиянам и населению СНГ, но и огромному количеству автомобилистов всего мира. Однако, в данном случае всё решает политика - старая "Нива", скорее всего, будет принесена в жертву интересам нового СП GM-Avtovaz. Американский владелец бренда Niva оставляет с 2003 года за АвтоВАЗом квоту на производство лишь 15000 экземпляров старой модели в год. Естественно, она будет заполнена наиболее выгодными для завода экспортными поставками. Под вопросом и производство других популярных версий "Нивы", вроде популярной "31-й". |
Источник: |
Каталог "Внедорожник-2003" издательства "Третий Рим" |
На главную |
Назад |
Издательство "Третий Рим" |